Экспертиза товарных знаков, знаков обслуживания, торговых марок и фирменных наименований
Экспертиза товарных знаков, знаков обслуживания торговых марок и фирменных наименований является одним из видов экспертиз объектов интеллектуальной собственности в связи с возникновением или нарушением прав на такой объект.
Экспертиза объектов интеллектуальной собственности, в том числе, представляет собой исследование на предмет выявления сходства до степени смешения между представленными на экспертизу объектами.
Объекты экспертизы товарных знаков, знаков обслуживания, торговых марок, фирменных наименований:
- товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации;
- знак обслуживания — обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг;
- торговая марка — это любое обозначение или любая комбинация обозначений, пригодных для отличия товаров (услуг), производимых (предоставляемых) одним лицом, от товаров (услуг), производимых (предоставляемых) другими лицами. Такими обозначениями могут быть, в частности, слова, буквы, цифры, изобразительные элементы, комбинации цветов и любые сочетания выше перечисленных элементов;
- фирменное наименование – это зарегистрированное имя компании при ее открытии. Оно позволяет ассоциировать выпускаемую продукции с самой организацией, и является самостоятельным объектом интеллектуальных прав. Представляет собой слово или сочетание слов.
Случаи, в которых проводится экспертиза товарных знаков, знаков обслуживания, торговых марок и фирменных наименований
Экспертиза товарных знаков, знаков обслуживания, торговых марок, фирменных наименований, направленная на выявление сходства до степени смешения обозначений, проводится в двух основных случаях:
- Экспертиза проводится после подачи заявки на регистрацию товарного знака с целью определения правомерности его регистрации, при подготовке возражения в Палату по патентным спорам на решение Роспатента об отказе в регистрации, при подготовке иска в суд по интеллектуальным правам в случае отказа Палаты по патентным спорам в удовлетворении возражения.
- В ситуациях, связанных с рассмотрением дел о нарушении прав на зарегистрированные товарный знак, знак обслуживания, торговую марку, фирменное наименование.
Экспертиза товарных знаков, знаков обслуживания, торговых марок, фирменных наименований решает следующие основные задачи:
- определение возможности возникновения у потребителя представлений о принадлежности различных товаров одному изготовителю;
- установление уникальности, оригинальности, новизны товарных знаков, знаков обслуживания, торговых марок, фирменных наименований.
Вопросы, решаемые экспертизой товарных знаков, знаков обслуживания, торговых марок, фирменных наименований:
- Является ли исследуемое обозначение сходным с зарегистрированным товарным знаком по свидетельству №…?
- Являются ли товары/услуги, для которых используется исследуемое обозначение, однородными по отношению к товарам/услугам, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак по свидетельству №…?
- Возникает ли вероятность смешения исследуемого обозначения с зарегистрированным товарным знаком по свидетельству №… в результате использования исследуемого обозначения следующим способом: …?
- Является ли фирменное наименование Х сходным до степени смешения с фирменным наименованием Y?
- Осуществляет ли лицо/организация, использующая наименование X, деятельность, аналогичную деятельности обладателя исключительного права на фирменное наименование Y?
- Является ли фирменное наименование Х сходным до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком по свидетельству №…?
- Осуществляет ли обладатель прав на зарегистрированный товарный знак по свидетельству №… деятельность, аналогичную деятельности обладателя исключительного права на фирменное наименование?