Водно-транспортная экспертиза

Поделиться в соц. сетях

водно-транспортная экспертиза

Водно-транспортная экспертиза – это исследование в ходе которого на основе специальных знаний в области судовождения, судостроения, эксплуатации водного транспорта, определения технического состояния судов, гидрометеорологических условий, гидрологических условий плавания и техники безопасности при эксплуатации водного транспорта устанавливаются причины и механизм транспортных происшествий на водных путях.

В зависимости от области знаний водно-транспортные экспертизы подразделяются на:

  1. Судоводительская экспертиза – включает в себя определение и классификацию воднотранспортного происшествия, в зависимости от характера и места происшествия, его причин, механизма, обстоятельств и последствий. В ходе этой экспертизы решаются вопросы, связанные с технической эксплуатацией судна, использования правил плавания и предупреждения столкновения, а также правильности принятия решений по методам судовождения, перевозки груза и пассажиров. Данная экспертиза поможет ответить на вопросы об установлении причинной связи между действиями судоводителя, управляющего судном, и транспортным происшествием.
  2. Водно-техническая экспертиза – исследование судна, его машин и механизмов, изучение соответствия технического обслуживания нормативным требованиям и регламентам производителя, а также соблюдение правил загрузки и эксплуатации судна. Водно-техническая экспертиза поможет ответить на вопросы об установлении причинной связи между технической неисправностью и транспортным происшествием.
  3. Гидрологическая (гидрографическая) экспертиза – включает исследование влияния рельефа дна, гидрологических особенностей района происшествия (течение, наличие приливно-отливных явлений), измерение и описание физических характеристик водных акваторий, а также правильность расстановки средств навигационного оборудования в условиях определённого водного потока. Данная экспертиза позволяет определить связи между фактическим состоянием водных путей (глубин, рельефов, навигационной обстановки, направлений и скорости течений и др.) на момент возникновения происшествия и информации, указанной в лоциях и картах, и позволяет ответить на вопрос об установлении причинной связи между гидрологической обстановкой и транспортным происшествием.
  4. Гидрометеорологическая экспертиза – в ходе которой определяется воздействие природных явлений на движение водного транспорта и возникновение происшествия. Позволяет ответить на вопрос о связи погодных условий с транспортным происшествием
  5. Транспортно-трассологическая экспертиза – исследует многообразие следов в результате транспортного происшествия. Позволяет определить обстоятельства транспортного происшествия, углы и степень внедрения транспортных средств. Позволяет ответить на вопрос о взаимодействии транспортных средств во время происшествия, его развития и последствий такого контакта.

Отсутствие единой методики при решении задач по водно-транспортной экспертизе заставляет эксперта обращаться к отдельным методам производства исследования в зависимости от характера изучаемого объекта. Экспертиза водного транспорта характеризуется большим разнообразием и особенностью производства, в зависимости от характера происшествия, места происшествия, водных объектов, участвовавших в нем, особенностях транспортных средств, правил плавания, наличия и характера повреждения пострадавших.

При этом эксперту приходится решать качественно новую экспертную задачу, ранее нерешаемую в рамках судебной экспертизы (в силу специфики водных объектов, оригинальности, и т.д.) и отсутствие методики её решения, либо применение методик способных получить совершенно другую информацию об объекте. При производстве экспертизы водного транспорта, сталкиваясь с нестандартной, новой и часто не имеющих прецедентов задачей, экспертом создаётся методика её решения самостоятельно. При этом важно знание применения частных экспертных методов.

В ходе экспертизы эксперт решает — какие именно методы могут быть применены при производстве конкретной экспертизы, в зависимости от её специфики, выбор частных методов зависит от опыта эксперта в данной области, его знаний и предпочтений. Экспертиза должна иметь логичность построения, возможность повторения метода с целью получения схожих результатов, возможность проверки правильности проведения процедуры. Таким образом экспертиза водного транспорта является творческим процессом.

Вопросы которые ставятся перед экспертом при судоводительской экспертизе можно разделить на три категории[1]:

  1. Установление причин, механизмов, обстоятельств, последствий происшествия.
  2. Определение состояния технических средств и выполнения эксплуатационных требований.
  3. Установление обстоятельств, предшествовавших происшествию, действий участников происшествия, определение возможностей по предотвращению возникновения аварийной ситуации.

Для производства воднотранспортных судебных экспертиз представляются:

  • акт транспортного происшествия на внутренних водных путях;
  • выписка из вахтенного (судового) журнала за время, включающее действия вахтенного начальника перед транспортным происшествием, в момент происшествия и после него;
  • выписка из машинного и других журналов (в них содержится информация о расходе топлива, смазочных и обтирочных материалах, времени и режиме работы судовых котлов, главных и вспомогательных механизмов и др.);
  • показания всех причастных лиц, в первую очередь вахтенных, и свидетельские показания, если они имеются;
  • схема с обозначением места транспортного происшествия и последовательных расположений транспортных объектов;
  • копия навигационной карты участка транспортного происшествия (графическое изображение на плоскости (бумаге) водных районов Земли и прилегающих к ним участков суши, выполненное в определенных картографических проекциях и определенных масштабах);
  • акт о технических повреждениях;
  • другие документы и вещественные доказательства, имеющие отношение к происшествию на водном транспорте.

Основным заказчиком транспортных судебных экспертиз является Следственный комитет Российской Федерации, к подследственности которого отнесены преступления, предусмотренные ст.ст. 238 и 263 УК России, при расследовании которых и возникает необходимость в назначении указанных экспертиз[2].

Однако воднотранспортная экспертиза может быть необходимым средством доказывания по делам предусмотренным другими статьями гл 27 УК РФ, а также быть составной частью материалов по делам, связанным с эксплуатацией водных путей, объектов и транспорта (ст. 143,247,251,257,259 и др.).

——————————

[1] Справочник по судебным экспертизам для следователей: справочное пособие / под общей ред. А.И. Бастрыкина. – М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2017. – 202 с.

[2] Ильин, Николай Николаевич. Теория и практика транспортных судебных экспертиз в расследовании преступлений : диссертация Докторская Юридические науки : 12.00.12 / Ильин Николай Николаевич; [Место защиты: ФГКОУ ВО «Московская Академия Следственного комитета»]. — Москва, 2022. — с. : ил.

Типы заключений:
  • Судебная экспертиза
  • Внесудебная экспертиза (исследование специалистов)
  • Рецензия на проведенную экспертизу

Стоимость услуги по выполнению экспертизы носит договорной характер и определяется индивидуально, после ознакомления эксперта с поставленными перед ним вопросами и подлежащими исследованию материалами.

Срок выполнения — от 5 рабочих дней.

При необходимости — эксперт может выехать в суд и защитить свое заключение.

О нас

Основанная в 2019 году, Автономная некоммерческая организация «Прикаспийский центр судебных экспертиз, исследований и правовой помощи «ИСТИНА» сотрудничает с населением и юридическими лицами в сфере проведения разнообразных экспертиз. Наш Центр независимой экспертизы – это негосударственная организация, поэтому исследования носят автономный характер. Это лучшее подтверждение достоверности любых видов экспертиз – технических и криминалистических и экономических, а также многих других.

Другие экспертизы

Видео

Не знаете нужна ли Вам судебная экспертиза?

Свяжитесь с экспертом, и получите ответ, какая экспертиза Вам нужна! Это бесплатно.

Задать вопрос можно по телефону

Или оставьте свой номер телефона и мы перезвоним Вам в ближайшие минуты

*Оставляя свой номер телефона Вы соглашаетесь и принимаете условия Политики конфиденциальности

Наши партнеры

Следственный комитет Российской Федерации

МВД Российской Федерации

ФНС Российской Федерации

Арбитражные суды Российской Федерации

Суды общей юрисдикции

Здравствуйте!

Оставьте свой номер телефона и мы перезвоним Вам в ближайшие минуты

*Оставляя свой номер телефона Вы соглашаетесь и принимаете условия Политики конфиденциальности