Водно-транспортная экспертиза – это исследование в ходе которого на основе специальных знаний в области судовождения, судостроения, эксплуатации водного транспорта, определения технического состояния судов, гидрометеорологических условий, гидрологических условий плавания и техники безопасности при эксплуатации водного транспорта устанавливаются причины и механизм транспортных происшествий на водных путях.
В зависимости от области знаний водно-транспортные экспертизы подразделяются на:
- Судоводительская экспертиза – включает в себя определение и классификацию воднотранспортного происшествия, в зависимости от характера и места происшествия, его причин, механизма, обстоятельств и последствий. В ходе этой экспертизы решаются вопросы, связанные с технической эксплуатацией судна, использования правил плавания и предупреждения столкновения, а также правильности принятия решений по методам судовождения, перевозки груза и пассажиров. Данная экспертиза поможет ответить на вопросы об установлении причинной связи между действиями судоводителя, управляющего судном, и транспортным происшествием.
- Водно-техническая экспертиза – исследование судна, его машин и механизмов, изучение соответствия технического обслуживания нормативным требованиям и регламентам производителя, а также соблюдение правил загрузки и эксплуатации судна. Водно-техническая экспертиза поможет ответить на вопросы об установлении причинной связи между технической неисправностью и транспортным происшествием.
- Гидрологическая (гидрографическая) экспертиза – включает исследование влияния рельефа дна, гидрологических особенностей района происшествия (течение, наличие приливно-отливных явлений), измерение и описание физических характеристик водных акваторий, а также правильность расстановки средств навигационного оборудования в условиях определённого водного потока. Данная экспертиза позволяет определить связи между фактическим состоянием водных путей (глубин, рельефов, навигационной обстановки, направлений и скорости течений и др.) на момент возникновения происшествия и информации, указанной в лоциях и картах, и позволяет ответить на вопрос об установлении причинной связи между гидрологической обстановкой и транспортным происшествием.
- Гидрометеорологическая экспертиза – в ходе которой определяется воздействие природных явлений на движение водного транспорта и возникновение происшествия. Позволяет ответить на вопрос о связи погодных условий с транспортным происшествием
- Транспортно-трассологическая экспертиза – исследует многообразие следов в результате транспортного происшествия. Позволяет определить обстоятельства транспортного происшествия, углы и степень внедрения транспортных средств. Позволяет ответить на вопрос о взаимодействии транспортных средств во время происшествия, его развития и последствий такого контакта.
Отсутствие единой методики при решении задач по водно-транспортной экспертизе заставляет эксперта обращаться к отдельным методам производства исследования в зависимости от характера изучаемого объекта. Экспертиза водного транспорта характеризуется большим разнообразием и особенностью производства, в зависимости от характера происшествия, места происшествия, водных объектов, участвовавших в нем, особенностях транспортных средств, правил плавания, наличия и характера повреждения пострадавших.
При этом эксперту приходится решать качественно новую экспертную задачу, ранее нерешаемую в рамках судебной экспертизы (в силу специфики водных объектов, оригинальности, и т.д.) и отсутствие методики её решения, либо применение методик способных получить совершенно другую информацию об объекте. При производстве экспертизы водного транспорта, сталкиваясь с нестандартной, новой и часто не имеющих прецедентов задачей, экспертом создаётся методика её решения самостоятельно. При этом важно знание применения частных экспертных методов.
В ходе экспертизы эксперт решает — какие именно методы могут быть применены при производстве конкретной экспертизы, в зависимости от её специфики, выбор частных методов зависит от опыта эксперта в данной области, его знаний и предпочтений. Экспертиза должна иметь логичность построения, возможность повторения метода с целью получения схожих результатов, возможность проверки правильности проведения процедуры. Таким образом экспертиза водного транспорта является творческим процессом.
Вопросы которые ставятся перед экспертом при судоводительской экспертизе можно разделить на три категории[1]:
- Установление причин, механизмов, обстоятельств, последствий происшествия.
- Определение состояния технических средств и выполнения эксплуатационных требований.
- Установление обстоятельств, предшествовавших происшествию, действий участников происшествия, определение возможностей по предотвращению возникновения аварийной ситуации.
Для производства воднотранспортных судебных экспертиз представляются:
- акт транспортного происшествия на внутренних водных путях;
- выписка из вахтенного (судового) журнала за время, включающее действия вахтенного начальника перед транспортным происшествием, в момент происшествия и после него;
- выписка из машинного и других журналов (в них содержится информация о расходе топлива, смазочных и обтирочных материалах, времени и режиме работы судовых котлов, главных и вспомогательных механизмов и др.);
- показания всех причастных лиц, в первую очередь вахтенных, и свидетельские показания, если они имеются;
- схема с обозначением места транспортного происшествия и последовательных расположений транспортных объектов;
- копия навигационной карты участка транспортного происшествия (графическое изображение на плоскости (бумаге) водных районов Земли и прилегающих к ним участков суши, выполненное в определенных картографических проекциях и определенных масштабах);
- акт о технических повреждениях;
- другие документы и вещественные доказательства, имеющие отношение к происшествию на водном транспорте.
Основным заказчиком транспортных судебных экспертиз является Следственный комитет Российской Федерации, к подследственности которого отнесены преступления, предусмотренные ст.ст. 238 и 263 УК России, при расследовании которых и возникает необходимость в назначении указанных экспертиз[2].
Однако воднотранспортная экспертиза может быть необходимым средством доказывания по делам предусмотренным другими статьями гл 27 УК РФ, а также быть составной частью материалов по делам, связанным с эксплуатацией водных путей, объектов и транспорта (ст. 143,247,251,257,259 и др.).
——————————
[1] Справочник по судебным экспертизам для следователей: справочное пособие / под общей ред. А.И. Бастрыкина. – М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2017. – 202 с.
[2] Ильин, Николай Николаевич. Теория и практика транспортных судебных экспертиз в расследовании преступлений : диссертация Докторская Юридические науки : 12.00.12 / Ильин Николай Николаевич; [Место защиты: ФГКОУ ВО «Московская Академия Следственного комитета»]. — Москва, 2022. — с. : ил.