Водно-транспортная экспертиза

Поделиться в соц. сетях

водно-транспортная экспертиза

Водно-транспортная экспертиза – это исследование в ходе которого на основе специальных знаний в области судовождения, судостроения, эксплуатации водного транспорта, определения технического состояния судов, гидрометеорологических условий, гидрологических условий плавания и техники безопасности при эксплуатации водного транспорта устанавливаются причины и механизм транспортных происшествий на водных путях.

В зависимости от области знаний водно-транспортные экспертизы подразделяются на:

  1. Судоводительская экспертиза – включает в себя определение и классификацию воднотранспортного происшествия, в зависимости от характера и места происшествия, его причин, механизма, обстоятельств и последствий. В ходе этой экспертизы решаются вопросы, связанные с технической эксплуатацией судна, использования правил плавания и предупреждения столкновения, а также правильности принятия решений по методам судовождения, перевозки груза и пассажиров. Данная экспертиза поможет ответить на вопросы об установлении причинной связи между действиями судоводителя, управляющего судном, и транспортным происшествием.
  2. Водно-техническая экспертиза – исследование судна, его машин и механизмов, изучение соответствия технического обслуживания нормативным требованиям и регламентам производителя, а также соблюдение правил загрузки и эксплуатации судна. Водно-техническая экспертиза поможет ответить на вопросы об установлении причинной связи между технической неисправностью и транспортным происшествием.
  3. Гидрологическая (гидрографическая) экспертиза – включает исследование влияния рельефа дна, гидрологических особенностей района происшествия (течение, наличие приливно-отливных явлений), измерение и описание физических характеристик водных акваторий, а также правильность расстановки средств навигационного оборудования в условиях определённого водного потока. Данная экспертиза позволяет определить связи между фактическим состоянием водных путей (глубин, рельефов, навигационной обстановки, направлений и скорости течений и др.) на момент возникновения происшествия и информации, указанной в лоциях и картах, и позволяет ответить на вопрос об установлении причинной связи между гидрологической обстановкой и транспортным происшествием.
  4. Гидрометеорологическая экспертиза – в ходе которой определяется воздействие природных явлений на движение водного транспорта и возникновение происшествия. Позволяет ответить на вопрос о связи погодных условий с транспортным происшествием
  5. Транспортно-трассологическая экспертиза – исследует многообразие следов в результате транспортного происшествия. Позволяет определить обстоятельства транспортного происшествия, углы и степень внедрения транспортных средств. Позволяет ответить на вопрос о взаимодействии транспортных средств во время происшествия, его развития и последствий такого контакта.

Отсутствие единой методики при решении задач по водно-транспортной экспертизе заставляет эксперта обращаться к отдельным методам производства исследования в зависимости от характера изучаемого объекта. Экспертиза водного транспорта характеризуется большим разнообразием и особенностью производства, в зависимости от характера происшествия, места происшествия, водных объектов, участвовавших в нем, особенностях транспортных средств, правил плавания, наличия и характера повреждения пострадавших.

При этом эксперту приходится решать качественно новую экспертную задачу, ранее нерешаемую в рамках судебной экспертизы (в силу специфики водных объектов, оригинальности, и т.д.) и отсутствие методики её решения, либо применение методик способных получить совершенно другую информацию об объекте. При производстве экспертизы водного транспорта, сталкиваясь с нестандартной, новой и часто не имеющих прецедентов задачей, экспертом создаётся методика её решения самостоятельно. При этом важно знание применения частных экспертных методов.

В ходе экспертизы эксперт решает — какие именно методы могут быть применены при производстве конкретной экспертизы, в зависимости от её специфики, выбор частных методов зависит от опыта эксперта в данной области, его знаний и предпочтений. Экспертиза должна иметь логичность построения, возможность повторения метода с целью получения схожих результатов, возможность проверки правильности проведения процедуры. Таким образом экспертиза водного транспорта является творческим процессом.

Вопросы которые ставятся перед экспертом при судоводительской экспертизе можно разделить на три категории[1]:

  1. Установление причин, механизмов, обстоятельств, последствий происшествия.
  2. Определение состояния технических средств и выполнения эксплуатационных требований.
  3. Установление обстоятельств, предшествовавших происшествию, действий участников происшествия, определение возможностей по предотвращению возникновения аварийной ситуации.

Для производства воднотранспортных судебных экспертиз представляются:

  • акт транспортного происшествия на внутренних водных путях;
  • выписка из вахтенного (судового) журнала за время, включающее действия вахтенного начальника перед транспортным происшествием, в момент происшествия и после него;
  • выписка из машинного и других журналов (в них содержится информация о расходе топлива, смазочных и обтирочных материалах, времени и режиме работы судовых котлов, главных и вспомогательных механизмов и др.);
  • показания всех причастных лиц, в первую очередь вахтенных, и свидетельские показания, если они имеются;
  • схема с обозначением места транспортного происшествия и последовательных расположений транспортных объектов;
  • копия навигационной карты участка транспортного происшествия (графическое изображение на плоскости (бумаге) водных районов Земли и прилегающих к ним участков суши, выполненное в определенных картографических проекциях и определенных масштабах);
  • акт о технических повреждениях;
  • другие документы и вещественные доказательства, имеющие отношение к происшествию на водном транспорте.

Основным заказчиком транспортных судебных экспертиз является Следственный комитет Российской Федерации, к подследственности которого отнесены преступления, предусмотренные ст.ст. 238 и 263 УК России, при расследовании которых и возникает необходимость в назначении указанных экспертиз[2].

Однако воднотранспортная экспертиза может быть необходимым средством доказывания по делам предусмотренным другими статьями гл 27 УК РФ, а также быть составной частью материалов по делам, связанным с эксплуатацией водных путей, объектов и транспорта (ст. 143,247,251,257,259 и др.).

——————————

[1] Справочник по судебным экспертизам для следователей: справочное пособие / под общей ред. А.И. Бастрыкина. – М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2017. – 202 с.

[2] Ильин, Николай Николаевич. Теория и практика транспортных судебных экспертиз в расследовании преступлений : диссертация Докторская Юридические науки : 12.00.12 / Ильин Николай Николаевич; [Место защиты: ФГКОУ ВО «Московская Академия Следственного комитета»]. — Москва, 2022. — с. : ил.

Типы заключений:
  • Судебная экспертиза
  • Внесудебная экспертиза (исследование специалистов)
  • Рецензия на проведенную экспертизу

Стоимость услуги по выполнению экспертизы носит договорной характер и определяется индивидуально, после ознакомления эксперта с поставленными перед ним вопросами и подлежащими исследованию материалами.

Срок выполнения — от 5 рабочих дней.

При необходимости — эксперт может выехать в суд и защитить свое заключение.

О нас

Основанная в 2019 году, Автономная некоммерческая организация «Прикаспийский центр судебных экспертиз, исследований и правовой помощи «ИСТИНА» сотрудничает с населением и юридическими лицами в сфере проведения разнообразных экспертиз. Наш Центр независимой экспертизы – это негосударственная организация, поэтому исследования носят автономный характер. Это лучшее подтверждение достоверности любых видов экспертиз – технических и криминалистических и экономических, а также многих других.

Другие экспертизы

Видео

Не знаете нужна ли Вам судебная экспертиза?

Свяжитесь с экспертом, и получите ответ, какая экспертиза Вам нужна! Это бесплатно.

Задать вопрос можно по телефону

Наши партнеры

Следственный комитет Российской Федерации

МВД Российской Федерации

ФНС Российской Федерации

Арбитражные суды Российской Федерации

Суды общей юрисдикции