Психологическая экспертиза – это вид экспертизы при проведении которой:
- устанавливается психологическое состояния человека
- выявляются индивидуально-психологические особенности человека при определенных условиях и обстоятельствах, в определенное время либо конкретный ограниченный временной промежуток
- определяется способность человека понимать значение совершаемых действий и руководить ими
- определяются межличностные внутригрупповые отношения, в том числе и внутрисемейные
- устанавливается факт психотравмирующей ситуации и ее отрицательное воздействие на организм человека
- разрешаются иные вопросы требующие специальных познаний в области психологии
Судебная психологическая экспертиза широко применяется как на этапах досудебного и внесудебного урегулирования, так и на этапах предварительного расследования и судебного следствия, как по гражданским, так и по уголовным делам. При проведении психологической экспертизы, помимо установления психологического статуса и психосоматического состояния человека, возможно определение отрицательного влияния стрессовых ситуаций на человека (например, психологическая экспертиза морального вреда), определение дееспособности человека в момент или перед заключением сделки (например, психологическая экспертиза дееспособности и сделкоспособности), определение влияния родителей на ребенка и его отношение к матери и отцу либо другим родственникам (психологическая экспертиза ребенка и экспертиза детско-родительских отношений).
ПЕРЕЧЕНЬ СЛУЧАЕВ, В КОТОРЫХ ПРИБЕГАЮТ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
- определение психологического статуса человека перед заключением сделки (психологическая экспертиза сделкоспособности)
- определение способности человека отдавать отчет своим действиям, руководить ими, и способность объективно воспринимать повседневную действительность (психологическая экспертиза дееспособности)
- выявление психотравмирующих факторов, ситуаций, и их последствий для человека (психологическая экспертиза морального вреда)
- определение индивидуально-психологических особенностей ребенка (психологическая экспертиза детей, психологическая экспертиза ребенка, детская психологическая экспертиза)
- определение внутрисемейной психологическое обстановки и выявление влияния родителей на ребенка, а также определение отношения ребенка к каждому члену семьи (экспертиза детско-родительских отношений
- психологическая экспертиза совместимости детей с родителями
- психологическая экспертиза детей подвергшихся жестокому обращению, т.е. установление у ребенка последствий и психопатологии вызванной физическим (избиение) либо психическим воздействием
- экспертиза психологической совместимости супругов
- определение вида обучения и школьной программы исходя из индивидуально-психологических особенностей ребенка (психолого-педагогическая экспертиза)
- определение способности человека осмысливать совершенную сделку уже после смерти лица (посмертная психологическая экспертиза и/или посмертная психолого-психиатрическая экспертиза)
- психологическая экспертиза влияния мощного стрессора и его последствий (например, развитие инфаркта миокарда, инсульта) на организм человека
- психологическая экспертиза возникновения у человека кратковременных психических состояний (растерянность, потеря ориентировки и т.д.) при конкретных условиях (например, в условиях ДТП)
- психологическая экспертиза половых состояний, т.е. установление способности несовершеннолетних потерпевших, по делам об изнасилованиях и действиях сексуального характера, понимать характер и значение совершаемых с ними действий, а также установление способности оказывать сопротивление
- психологическая экспертиза аффекта, т.е. установление аффективных состояний на момент совершения уголовного преступления
- психологическая экспертиза состояния сознания подозреваемого, обвиняемого либо подсудимого в период совершения преступления
- экспертиза психического развития несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на момент совершения преступления
- психологическая экспертиза способности несовершеннолетних обвиняемых осознавать свои действия в момент совершения преступления
- психологическая экспертиза способности несовершеннолетних обвиняемых руководить своими действиями при совершении преступления
- психологическая экспертиза способности свидетелей, потерпевших и обвиняемых правильно воспринимать и анализировать значимые для дела обстоятельства
- установление способности свидетелей, потерпевших и обвиняемых правильно давать показания
- психологическая экспертиза непатологических (пограничных) психических состояний: реактивные состояния, неврозы, психопатоподобные состояния, повышенная возбудимость, импульсивность, гневливость, обидчивость, жестокость, склонность к конфликтным взаимодействиям, завышенность самооценки, уровня притязаний, слабохарактерность, интеллектуальная ограниченность, некритичность
- психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей человека (например: фантазирование, внушаемость, подражательность, импульсивность, ригидность и т.п.)
- психологическая экспертиза суицидальных действий и тенденций, вследствие депрессивного состояния
- психологическая экспертиза предрасположенности к самоубийству, в том числе и у умершего лица в период перед смертью
- определение состояния лица на момент составления рукописного текста (например, подписание завещания, составление явки с повинной)
- оценка объективности и научной обоснованности ранее проведенных психологических и психолого-психиатрических экспертиз
- рецензирование проведенных психологических и психолого-психиатрических экспертиз и исследований.
ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЕТ ЭКСПЕРТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
1. Могло ли лицо осознавать совершаемые им действия и руководить ими (действия)?
2. Каковы индивидуально-психологические особенности личности (например: мать, ребенок, отец)?
3. Каково психологическое отношение матери/отца к ребенку (либо ребенка к отцу/матери)? 4. Имеются ли у несовершеннолетнего, признаки отставания в психическом развитии?
5. Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого?
6. Какие психологические особенности личности обвиняемого являются наиболее выраженными?
7. В каком психо-эмоциональном состоянии находилось лицо в момент составления текста предсмертной записки/рукописной расписки?
8. Имеются ли на видеозаписи, признаки психологического давления (воздействия) на потерпевшую?
9. Склонна ли потерпевшая к фантазированию, повышенной внушаемости?
10. Имеются ли в тексте признаки психологического воздействие на человека (сознание, воля, поведение)?